?

Log in

No account? Create an account

Общество Синих Ведёрок

rss

Почему дороги России становятся безопаснее?

crusandr27 Февраль, 12:36
Оригинал взят у crusandr в Почему дороги России становятся безопаснее?


На прошлой неделе Госавтоинспекция России опубликовала статистику по погибшим и раненым в ДТП за 2016-й год. В 173700 ДТП погибло 20308 человек, еще 221140 были ранены.

Конечно, это всё еще очень много: в год на наших дорогах гибнет население небольшого города. Но все-таки смертность и аварийность продолжают снижаться. По сравнению с 2015-м годом число погибших в ДТП уменьшилось на 12%, раненых – на 10%, число ДТП – на 11%. И это не случайность, а тенденция: количество погибших в ДТП в России непрерывно сокращается с 2011 года, а уровень 2016 года – лучший показатель с середины 80-х, когда машин на наших дорогах было в 10 раз меньше!



Но это абсолютные цифры, а чтобы оценить, как обстоит дело с безопасностью дорожного движения в России в сравнении с другими странами, есть еще 2 относительных показателя.

Первый – количество погибших на 100 тыс. жителей. В год в мире в ДТП гибнет около 1,25 млн человек, т.е. примерно 15 человек на 100 тыс. человек. В 2016 году показатель России (13,9) впервые за много лет оказался ниже среднемирового, за 10 лет снизившись почти в 2 раза!



Для сравнения: в странах Западной Европы и США средний показатель составляет 8-9 человек на 100 тыс. жителей.

Еще более впечатляюще выглядит график снижения смертности на 10 тысяч автомобилей. За 26 лет уровень этого показателя в России снизился в 9 раз! За это время количество автомобилей в стране выросло с 8,6 до 43 миллионов, а уровень автомобилизации – с 58 до почти 300 автомобилей на 1000 жителей.



Кажущееся парадоксальным повышение безопасности дорожного движения по мере роста автомобилизации свойственно всем странам, где проходила массовая автомобилизация. Но в данном случае стоит порадоваться тому, что в России этот процесс идет достаточно быстро: за последние 10 лет мы сделали мощный рывок в сторону безопасного дорожного движения, резко приблизившись как к США, где массовая автомобилизация прошла в 20-е, так и к Западной Европе, где она состоялась в 60-е. Причем в последние 2 года этот процесс ускорился.

Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.

1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни - здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором – третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей – меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.

Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке – установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.

5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.

Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.

Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране – 35-36 тыс. погибших в год! - наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.

Подведем итоги
Как показывает мировой опыт, дальше каждый процентный пункт снижения аварийности будет даваться все тяжелее. Тем не менее, эту работу надо продолжать и наращивать. Наступает время, когда от борьбы с явными и очевидными очагами аварийности властям придется переходить к борьбе за каждого человека и профилактике - разработке и массовому применению типовых мер по повышению безопасности дорог. Пример такой программы - "Цель - Ноль".

Из недооцененных мер с идеальным соотношением «затраты – скорость - эффект», я бы выделил пешеходные световозвращатели – фликеры. Если их на правах социальной рекламы начнут рекламировать на федеральных каналах так, как в 2000-е боролись с пьянством за рулем, за счет одного только повышения заметности пешеходов в темное время суток удастся спасти 1500-2000 жизней в год. Об этом 3 статьи:
Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке
Пешеходы на дорогах станут заметнее, или Зачёт в карму властям
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

А что вы думаете о безопасности дорожного движения у нас в стране и вообще? Почему она растет, какие меры самые эффективные и что еще предстоит сделать?


Вы забыли упомянуть ещё одну причину снижения смертности. Не так давно ГИБДД изменило правила учёта смертей. Скончавшиеся от ДТП в больницах в общее число не входят.
У меня обратные сведения: если раньше считали умерших в течение 7 дней после ДТП, с 2009 года в течение 30. "погибший" - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 859"

http://docs.cntd.ru/document/9012513

Благоволите пруфлинк на ваше утверждение.
Низзя. Это в повестку гражданина вскарабкавшегося не входит.
Появится еще больше авто, часть графиков станет еще "красивее".
но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб

Ну разумеется...

* Выезжаем на МКАД, проезжаем километров сорок по южной или восточной части.
* Наслаждаемся "наличием" и качеством разметки.
* Пишем заявы, в т.ч. по старому шаблону, через ГИБДД (иначе дорожников могут не выебать даже формально).
* Ждем.
* Думаем над бравурностью.
* Профит!

По поводу штрафов - напомнить, сколько неоплаченных штрафов было у недавно прославившейся мажорни? Замки от честных людей такие замки! :)

Edited at 2017-02-27 11:27 am (UTC)
Предстоит прекратить бомбить Сирию, а на эти деньги хотя бы трассу Москва - Петербург сделать целиком с отбойниками, разделительными и хотя бы по два ряда в сторону, чтобы не было обгонов по встречке. Хотя, Сирия куда важнее.
По мне, 10 тысяч воюющих в Сирии "бармалеев", завербованных ДАИШ и прочими радикальными группировками на территории России и СНГ, надо умножать на ноль там. А не ждать, пока они там укрепятся и полезут на юг России и в Среднюю Азию филиалы Халифата создавать. Бороться с последствиями на нашей территории выйдет на порядки дороже, чем наша операция ВКС в Сирии.

Впрочем, к делу это не относится. И уж конечно, расходы на эту операцию - не оправдание малых вложений в дороги. Просто надо Резерный фонд активнее на дороги распечатывать и инфраструктурные облигации печатать.
Абсолютно логично. Вербуют их тут, воевать они едут туда, почему-то, но, обязательно полезут оттуда в Среднюю Азию и Юг России. Где их сейчас и успешно вербуют.

Вообще, гораздо интереснее (и выгоднее для отдельных граждан) тянуть газопроводы в Китай и Европу, а не своим старикам в села. Воевать за "русский мир", а не построить канализацию и водопровод для 30% населения страны. Бомбить Сирию, чем отделать отбойники. А вообще, осталось дело за малым - напечатать инфраструктурные облигации и найти идиотов, которые их купят.
Тут правильным вопросом будет "а зачем они едут воевать туда?" Ответ: за "т.н. "Халифат ДАИШ ака ИГИЛ, (организация запрещена в России)". Следующий вопрос: "каковы дальнейшие планы т.е. "халифата" после, точнее в случае укоренения и построения постоянной базы в Сирии и Ираке?" Ответ: они открыты и много раз заявлены - распространение власти этого т.н. "халифата" по всем территориям, где есть мусульманское население, включая всю среднюю Азию и юг России. Достаточно загуглить карту: http://actualpolitics.ru/article/8763. Если что, это из Дэйли мэйл карта.

У России, да и у всего цивилизованного мира нет иного варианта, как ЭТО давить в зародыше, пока не выросло. Когда вырастет, расходы на упокоение вырастут на порядки. А воевать придется на своей территории.
А ещё можно эти деньги раздать пенсионерам-сиротам, ну да.
Да никогда хорошо не жили, нечего и начинать. Пусть в нищете дохнут.
Автор забыл упомянуть два важных момента. Ухудшающееся качество дорог и рост количества авто при той же дорожной сетке. Оба параметра прямо влияют на аварийность, снижая скорость движения. Удивлен, почему про них умолчали - как способы снижения аварийности вообще же вне конкуренции. Просто не надо строить и ремонтировать дороги. А уж бюджетно как...
Количество ДТП с постарадавшими тоже снижается: 173 тыс. против 200-230 тыс. в 2000-е.
Понятное дело. Двигаясь в пробке со скоростью 3 км/ч, сложно сломать что-нибудь, кроме бампера...
Видится мне еще одно обстоятельство.
Тренд 14-16 годов очень близко повторяет 7-9. Что бы это могло быть? Кризис, стали меньше ездить, стали ходить пешком, беднее но здоровее итд. Причины у кризисов разные, влияние на интенсивность ДТП схожее.

При этом обязательно надо признать, что долговременная тенденция все-таки оптимистичная. Дороги стали лучше, машины стали безопаснее (я это говорю тем, кто советы не застал). В общем неудивительно, бабло побеждает зло. РФ за три десятка послесоветских лет стала жить значительно богаче, вот и хорошо.
Посмотрим, что будет в следующем году. Мой прогноз: стагнация или небольшой (2-4%) рост вверх. Вряд ли такое быстрое снижение удастся поддержать далее, хотя и хочется в это верить.

Edited at 2017-02-27 06:00 pm (UTC)
Со многим соглашусь.
1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Да

2. Транспортное самообучение нации. Да

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Частично. Камера на линейном объекте типа дороги - это точка. Если заранее знаешь место расположения камеры - ну взял притормозил и лети дальше. И далеко не всегда я вижу камеры на реально аварийно опасных участках - как раз чаще там их нет.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. По федералам согласен. Хотя и здесь много нареканий. Дороги, содержащиеся под накатом (федеральные) - это жесть. Да и остальные зимой (кроме Московской области) не лучше. Чистят только одну полосу, вторую держат под снегом. Но даже чищенная очень часто скользкая. Про Москву я вообще молчу. Сошёл снег и мы все увидели, какими "безопасными" являются московские дороги. Видимо, именно по причине безопасности, на Варшавке у людей ломалась подвеска)

5. Повышение штрафов. Опять же, спорное утверждение. Люди есть разные. Есть обычные, типа меня, кто нарушил - заплатил. А есть типа известной Багдасарян, на которой висит более 50 штрафов и плевать на них она хотела. Да, в отличие от меня, её никто не может заставить их заплатить. Так есть ли смысл нарушать, если платят не те, кто нарушает, а те, кто ошибается? Хотя, конечно, дорога ошибок не прощает - проверено.
надо график совместить и с графиком солнечной активности. Ну а медицина тоже наверно улучшила показатели смертности?
Заметил корреляцию снижения погибших в ДТП с экономическими кризисами! Т.е. люди меньше шастают по дорогам.
Таким образом, борьба за безопасность со стороны ГИБДД, а так же пункты 2,4, приведенные тов. Мухортиковым, чушь. Все хомо сапиенсы учатся исключительно на своих ошибках и никак иначе. А с дорогами в России творится адъ и израиль. В этом году Москва весной, как после бомбёжки! При Лужкове так на дорожном строительстве не воровали. Когда в РФ будут строить по 2 полосы в каждую сторону на трассах с клумбой-разделом или рельсиной посередине? Никогда. Собянину легче украсть на столбах-фужерах, нежели заботиться о здоровье граждан.
А пункт 3 доставил особо, учитывая что у золотой молодежи штрафы с камер исчисляются сотнями штук на миллионы рублей, а видео во вконтактик и на ютубчик с фейсбучиком, они выкладывают сами.
Пункт 5 нацелен исключительно на повышение доходной части бюджета, но никак не на борьбу с нарушениями. Это даже Путин с Медведевым давно уже не скрывают. Ваши платные парковки за 4 года не побороли ни одной пробки и не добавили ни одного свободного места, зато дополнительно озолотили кипрские оффшоры Ликсутова. Не лепите нам горбатого.

PS
Твоя работа по переразметке улиц - единственное годное дело.

PPS
У меня к тебе есть предложение. Необходимо в центре сделать ревизию односторонних улиц и переулков. На очень многих из них вы зачем-то запретили остановку. А коли так, то смысл в их односторонности исчез. Поэтому возвращайте либо парковку, либо двунаправленность улиц и переулков.

Edited at 2017-03-01 06:28 pm (UTC)
1. Кризисы влияют, но считать их единственным фактором явно не стоит.
2. Спасибо, работаем.
3. Про ревизию согласен, это сделать стоит, но слишком большая работа. Пока что не с моими 3,5 сотрудниками за это браться.